Александр Николаевич: Начинаем заседание комитета.

Члены комитета:

Баранов Александр Николаевич (это я), Черкасов Николай Иванович, Васильев Николай Иванович, Ладохина Лариса Евгеньевна сейчас должна подойти. Приглашены: Астахов Сергей Петрович - заместитель начальника управления по взаимодействию с Московской областной думой администрации губернатора Московской области; Губанова Юлия Михайловна - начальник Управления организации местного самоуправления Московской области главного Управления территориальной политики Московской области; Михайлов Сергей Сергеевич - представитель инициативной группы; Наумов Александр Анатольевич - председатель Комитета по местному самоуправлению; Серикзянов Олег Евгеньевич - начальник Управления взаимодействия с участниками избирательного процесса Избирательной комиссии Московской области; Толмачева Наталья Николаевна - руководитель Государственного правового управления, Шарыкина Наталья Юрьевна - заместитель начальника Правового управления губернатора.

У нас сегодня расширенное заседание комитета, на повестке дня один вопрос: рассмотрение обращения Избирательной комиссии Московской области.

Для рассмотрения вопроса предлагаю утвердить повестку дня. Кто за данную повестку дня, прошу проголосовать членов комитета.

Предлагается установить регламент проведения заседания комитета: выступления до десяти минут, выступления приглашенных до двух минут, ответы на вопросы до одной минуты и голосование - одна минута. Есть возражения у членов комитета? Прошу голосовать, кто за?

Я надеюсь, мобильные устройства у всех отключены, чтобы не мешали, потому что время у нас ограничено.

Слово для доклада по вопросу предоставляется Забелиной Елене Павловне, консультанту Комитета по вопросам государственной власти региональной безопасности Московской областной думы, кандидату юридических наук, члену экспертного совета Всероссийского совета местного самоуправления. Пожалуйста.

Елена Павловна: Спасибо. Уважаемые депутаты, уважаемые участники заседания, в Московскую областную думу 30 октября 2017 года поступило решение Избирательной комиссии Московской области о ходатайстве о регистрации инициативной группы по проведению референдума Московской области с приложенными к нему документами. П.5 ст.8 закона Московской области от 22 июля 2003 года №93/2003 ОЗ "О референдуме Московской области" предусмотрена обязанность Московской областной думы проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум, требованиям ст.12 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав, права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в течение 20 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума и приложенных к нему документов.

Как следует из представленных Избирательной комиссией Московской области документов, в Областную избирательную комиссию обратилась инициативная группа по проведению референдума Московской области по проекту закона Московской области "О сроке полномочий представительных органов и глав муниципальных образований Московской области, об избрании в Московской области глав муниципальных образований и депутатов представительных органов муниципальных районов на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании и о месте глав муниципальных образований в структуре органов местного самоуправления". Данный проект закона был разработан инициативной группой по проведению референдума. С целью всестороннего рассмотрения предложенного на референдум вопроса представленые Избирательной комиссии Московской области документы были направлены в Государственное правовое управление Думы Главное управление территориальной политики Московской области, Комитет по местному самоуправлению Думы, прокуратуру Московской области и членам экспертного совета при Московской областной Думе.

На сегодняшний день на проект закона по вопросу референдума поступили отрицательные заключения Государственного правового управления Думы, Главного управления территориальной политики Московской области, Комитета по местному самоуправлению Думы. Обобщенные выводы по вопросу референдума по проекту закона было поручено сделать Комитету по вопросам государственной власти региональной безопасности. Общим выводом по итогам рассмотрения данного проекта закона, внесенным инициативной группой, является вывод о том, что проект закона противоречит п.2 ст.12 Федерального закона № 67, п.1 ст.2 закона Московской области №93/2003 ОЗ "О референдуме Московской области". Этими нормами предусмотрено, что на референдум Московской области могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении Московской области или в совместном ведении Российской Федерации, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией Российской Федерации Федеральным законом. Вопрос о способах формирования представительного органа муниципального района и порядке замещения должностей глав муниципальных образований урегулирован Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации". Ст. 35 данного закона установлено, что предстваительный орган муниципального района в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и Уставом муниципального образования формируется одним из способов: из глав поселений, входящих в состав муниципального района; из депутатов представитеольных органов указанных поселений, избираемых представительным органом поселений из своего состава и на мунициапальных выборах. В соответствии с п.1 ч.2 ст. 36 Федерального закона 131 ФЗ, глава муниципального образования в соответствии с законом Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается обним из способов: а) на муниципальных выборах; б) представительным органом муниципального образования из своего состава, или в) представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Таким образом, исходя из предоставленных субъектом Российской Федерации полномочий, законом субъекта Российской Федерации может быть установлено как несколько из числа предусмотренных Федеральным законом № 131 ФЗ способов формирования представительного органа муниципального района избрания главы муниципального образования, так и единственно возможный способ, как в отношении отдельных, так и в отношении всех муниципальных образований данного субъекта Российской Федерации.

Законом Московской области №60/2016 УЗ "О сроке полномочий представительных органов муниципальных образований Московской области и порядке избрания глав муниципальных образований Московской области" предусмотрены способы формирования представительного органа муниципального района избрания глав муниципальных образований Московской области. В соответствии с п.6 ст.12 Федерального закона № 67 ФЗ, п.4 закона Московской области № 93/2003 ОЗ "О референдуме Московской области" вопросы референдума субъекта не должны противоречить законодательству Российской Федерации. Федеральным законом № 131 ФЗ определены территории, на которых осуществляется местное самоуправление, и перечислены виды муниципальных образований, в том числе городские и сельские поселения, городские округа, муниципальные районы и другие. Законом Московской области №60/2016 УЗ, в соотвествии с Федеральным законом № 131 ФЗ установлен срок полномочий, порядок избрания глав муниципальных образований Московской области, включая глав городских и сельских поселений Московской области.

Проектом закона, который является вопросом референдума, предлагается признать данный областной закон утратившим силу. Однако, в предмет правового регулирования, предложенный на референдум проект закона, не входит порядок избрания глав городских и сельских поселений Московской области, в связи с чем, в случае принятия предложенного закона, порядок избрания глав городских и сельских поселений Московской области останется не урегулированным. Как отмечается в заключении ГПУ Думы, ГОТП Московской области и Комитета по местному самоуправлению Думы, поскольку порядок формирования, срок полномочий органов местного самоуправления определяется уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, постольку формулировка вопроса референдума противоречит Федеральному закону № 131 ФЗ. Таким образом, учитывая, что способы избрания глав муниципальных образований Московской области урегулирована Федеральным законом № 131 ФЗ, законом Московской области №60/2016 УЗ, поэтому вопрос референдума не соответствует п.2 и 6 ст.12 Федерального закона № 67 ФЗ, а также требованиям ст. 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации". Данный вывод подтверждается имеющейся судебной практикой, в том числе правовой позицией Конституционного суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении №30-п от 1 декабря 2015 года.

В заключении Государственного правового управления Думы имеются конкретные замечания по содержанию проекта закона. В частности, проект закона, предлагаемый для вынесения на референдум, содержит формулировки, в которых выявлены неопределенность и отсутствие ясности. К примеру, в проекте закона закреплено, что предметом его правового регулирования является усановление места представительных органов муниципальных районов, глав муниципальных образований Московской области в структуре местного самоуправления, при этом проектом закона, предлагаемым на референдум, не содержится каких-либо положений, определяющих место органов местного самоуправления в их структуре. Кроме того, следует отметить, что структура органов местного самоуправления уже установлена Федеральным законом № 131 ФЗ ст.34. Нельзя не обратить внимание на то, что представленный проект закона не соответствет правилам юридической техники, утвержденной постановлением Московской областной думы № 26/151-п "О сборнике образцов нормативных правовых актов Московской областной думы". Как следует из заключения Государственного правового управления Думы п.1 ст.73 Федерального закона № 67 ФЗ установлен принцип императивности решений референдума, в силу которго решение, принятое на референдуме, является обязательным, не нуждается в дополнительном утверждении. таким образом у органа государственной власти отстутствует возможность оформить нормативно-правовой акт, принятый на референдуме, в соответствии с юридико-техническими требованиями, предъявляемыми к оформлению законов Московской области.

Подытоживая сказанное, на наш взгляд имеются основания для выводов о том, что во-первых, предлагаемый на референдум вопрос урегулирован Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом № 131 ФЗ, законом Московской области №60/2016 УЗ "О сроке полномочий представительных органов муниципальных образований Московской области и порядке избрания глав муниципальных образований Московской области", что не соответствует п.2 ст.12 Федерального закона № 67 ФЗ; второе, вопрос референдума противоречит п.6 ст.12 Федерального закона № 67 ФЗ, так как предлагаемый проект закона противоречит законодательству Российской Федерации; третье, вопрос референдума не соответствует положению п.7 ст.12 Федерального закона № 67 ФЗ, так как не отвечает требованиям ясности и неопределенности, предъявляемых к впоросу референдума. По данному вопросу подготовлен Комитетом проект постановления Московской областной думы, отражающий высказанные выводы.

Спасибо.

Александр Николаевич: Спасибо Елена Павловна. Есть предложение дать выступить всем желающим и потом уже, если нет вопросов, перейти к обсуждению. Слово предоставляется Михайлову Сергею Сергеевичу. Я прошу регламент соблюдать.

Сергей Сергеевич: Если можно, мне чуть-чуть побольше двух минут дайте. Вопрос интересный.

Александр Николаевич: Хорошо, две с половиной. Мы за регламент проголосовали, от вас предложений не было

Сергей Сергеевич: Я понимаю. Значит главная претензия, на самом деле, есть противоречие с п.2 ст.12 Федерального закона № 67, но я хотел бы обратить ваше внимание, что и ваше ГПУ, и ГПУ целого ряда регионов, где мы аналогичное предложение пытаемся вынести на референдум, они икусственно, на мой взгляд, смешивают два понятия. Значит, есть действительно урегулированные Федеральным законом способы избрания глав местного самоуправления, то есть это всенародное избрание, избрание из числа депутатов, избрание представленных комиссиями, вот. А есть другой вопрос, он более узкий. Это вопрос выбора субъектом Российской Федерации одного из этих вот способов предложенных. Так вот, вопрос о способах избрания мы не Московская область в своем действующем законе, не мы в проекте, выносимом на референдум, даже не пытаемся затронуть. Мы же не предлагаем, условно говоря, народное вече, скажем, какую-то новую процедуру избрания глав. Мы в своем проектк делаем ровно то же самое, что сделали вы, как законодатели. Мы производим выбор одного из предложенных, выбор из меню, а меню было предложено Федеральным законодательством в 131 Федеральном законе.

Этот вопрос, он не урегулирован Федеральным законом, он предоставлен субъекту Российской Федерации. В 131 Федеральном законе законе ясно сказано, что этот вопрос решается принятием закона субъекта Российской Федерации, а законы субъекта Российской Федерации принимаются двумя способами. Один способ вы все прекрасно знаете, вы каждый четверг такие законы принимаете. Второй способ, он не практикуется, но он предусмотрен Конституцией, он предусмотрен региональным вашим законом о референдуме, этот способ, когда законодателем становится население на региональном референдуме. Именно этим способом мы пытаемся воспользоваться. В 67 Федеральном законе сказано ясно, принятие органом государственной власти, в данном случае Московской областной Думой, решения по впросу, который может быть вынесен на референдум, не является основанием для отказа в вынесении данного вопроса на референдум.

Вы решение по данному вопросу приняли, следовательно это решение находится в компетенции вашего Законодательного собрания, следовательно находится в компетенции субъекта Российской Федерации, следовательно может быть вынесено на референдум субъекта Российской Федерации, если не специальных оснований для запрета. Одно из этих оснований, оно появилось в 2008 году, это отнесение к исключительной компетенции какого-либо органа, но в Федеральном законодательстве не содержится, по крайней мере на данный момент, указания, что способ избрания главы муниципального образования относится к исключительной компетенции именно Законодательных собраний. Как только такая норма там когда, если появится, мы немедленно наши попытки прекратим. Пока мы полагаем, что мы правы и мы гтовы вот в этом вопросе бороться до Конституционного суда Российской Федерации.

Что касается замечаний по юридической технике, признаем. Но, видимо, третья подача будет. Спасибо.

Александр Николаевич: Юлия Михайловна.

Юлия Михайловна: В принципе мы рассмотрели представленный проект закона, подготовили свое отрицательное заключение. Те доводы, которые мы положили в основу этого заключения были отражены в заключении Комитета. Мы также полагаем, что представленный проект закона не соответствует требованиям ст.12 Федерального закона № 67. Мы полагаем, что вынесение его на референдум не представляется возможным.

Александр Николаевич: Александр Анатольевич.

Александр Анатольевич: Мы также рассмотрели на Комитете по местному самоуправлению вопрос, выносимый на референдум. Также хотим отметить, что многие положения, которые озвучены в докладе, они тоже нашли отражение в нашем обсуждении, ну и в то же время хотелось бы отметить, что сам вопрос о выборах глав и представительных органов у нас урегулирован в 60 законе. И еще такое важнейшее, что фактически данной законодательной инициативой, точнее вопросом, выносимым на референдум, решается возможность выборов глав поселений городских и сельских, потому что ст.9 представленного законопроекта признается утратившим силу закон Московской области № 60, то есть мы фактически перечеркиваем и возникает некая правовая коллизия, которая вобщем-то не урегулируется. Вот. От себя хотел бы еще раз тоже отметить, что сам принцип выборов глав, вот мое личное мнение, НЕРАЗБ я поддерживаю, но данная инициатива, вынесенная, она, ну в общем-то, идет в разрез с законодательством, поэтому, собственно говоря, Комитет наш не поддерживает. Хотя сам принцип выборов я лично поддерживаю.

Александр Николаевич: Спасибо. Еще желающие выступить? Члены Комитета? Нет? Я тогда несколько слов тоже скажу. Я уже выступал на предыдущем НЕРАЗБ. Вот здесь депутаты должны действовать как врачи, не навредить. Может быть действующий закон, который сейчас определил один единый порядок избрания глав муниципальных образований, муниципальных районов и городских округов для всей Московской области, может быть он и плох, но в случае необходимости, тем же законом Московской области мы можем хоть через неделю, именно исходя из требований конкретной территории, а муниципальные образования совершенно разные в Московской области, мы можем это поменять. А нам предлагают, говорят, вот ваш вариант плохой, давайте мы установим другой, который может не подойти еще большему количеству муниципальных образований, потому что, пройдя через референдум, и установив единообразие, это будет обязательно абсолютно для всех и пять лет невозможно будет вообще даже это изменить. Даже на основании этого, не говоря уже о том, что было высказано Еленой Павловной, что это на самом деле порядок на сегодняшний день урегулирован и Федеральным законом и областным законом. Проект содержит и противоречия закону и неопределенность, поэтому я тоже поддерживаю заключения всех здесь представленных выступающих, кроме вас, Сергей Сергеевич, и тоже предлагаю вынести сегодня на заседание Думы проект постановления о том, что данный вопрос не соотвестсвует требованиям ст.12. Спасибо.

Вопросы? Пожалуйста.

Сергей Сергеевич: У меня вопрос к Александру Анатольевичу. Александр Анатольевич, вы знакомы с заключением комитета Госдумы...

Александр Николаевич: У нас вообще-то вопросы, мы можем, конечно, устроить здесь дикуссию...

Сергей Сергеевич: Хорошо.

Александр Николаевич: Вопросы можете Елене Павловне задать, как докладчику, в крайнем случае ко мне, как к преседателю комитета.

Сергей Сергеевич: Тогда, с вашего позволения, я задам впорос Елене Павловне, как специалисту, которая готовила очень подробное заключение, где опять нашли у нас ошибки технические, которые мы будем устранять. Вот есть такой документ замечательный, это зключение комитета Госдумы к федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, оно, значит, было подготовлено по запросу губернатора Курской области...

Александр Николаевич: Я внимательно читал ваши обращения и вы всегда, уже не первый раз, ссылаетесь на мнение комитета Государственной Думы

Сергей Сергеевич: Там сказано, что можно и так и сяк...

Александр Николаевич: Я как депутат уважаю мнение всех граждан нашей страны и даже не нашей страны, а мнение комитета Государственной Думы тем более уважаю. Но это их мнение, когда оно станет законом, если они добъются в Государственной Думе, то я, как законопослушный гражданин, буду его выполнять, а сейчас это только мнение комитета.

Член комитета: Вы должны понять, что толкование законов вступает в силу только в том случае, когда оно принято именно по той процедуре, как и принимаются законы, то есть нормативным документом, принимаемым Думой, то ли региональным уровнем, то ли федеральным.

Сергей Сергеевич: Либо Конституционным судом...

Александр Николаевич: Есть еще вопросы?

Сергей Сергеевич: С вашего позволения можно еще Александру Анатольевичу маленький вопрос задам?

Александр Николаевич: У нас есть регламент. Александр Анатольевич у нас приглашенный, вы можете с ним после заседания комитета побеседовать.

Сергей Сергеевич: Я просто не понял его принципиальную позицию, вот вообще референдум по этому вопросу на ваш взгляд возможен?

Член комитета: Заседание закончится, вы поговорите отдельно, у нас тоже есть заседания. Ваше мнение мы выслушали.

Член комитета: Я отвечу. Вы можете к Александру Анатольевичу, как к председателю комитета официально обратиться, он вам даст официальный ответ своего комитета. Здесь вы присутствуете на другом комитете.

Александр Николаевич: Есть предложение голосовать. Вот вынесенный проект постановления, данное предложение не соответствует ст. 12 Федерального закона по п.2, 6 и 7. Кто за данное предложение, прошу проголосовать. Четверо. Все, принято единогласно. Спасибо.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (3 голосов)