Возвращаясь к напечатанному...

В среду, 15 ноября, забежала гражданка С., она негодовала, мол, написанное про нее полуправда, мол, куда денешься от жесткого меню, контроля. Говорили и говорили везде и всюду, писали про питание и без толку, ничего не будет толкового, все так же останется.

- Ну почему это без толку? Начнут внимание обращать на питание детей! Глядишь, и с места сдвинутся проблемы.

- Где там, все это бесполезно! Мы столько лет говорим, пишем, жалуемся и ничего! Говорим, зачем такое меню, ведь дети кисель не пьют, кофе тоже, рыбу не едят, хлебом кидаются, бросаются, угорают, ломают на куски и бросают! Яйцо, сваренное вкрутую, не едят. А что мне делать?

Я, конечно, собираю в помои. Кисель оставляют, тоже не выливать же. Рыбу жалко, она кусками целая лежит на тарелках. Чуть поедят гарнир и все! Мы берем аккуратно и сами едим, а что делать!? Не выбрасывать же на землю? Вот такое меню составляют. Раньше хоть булочки могли стряпать, а теперь печка столько лет сломанная стоит! Говори хоть, не ховори, никому дела нет! Печка для сосисок тоже поломанная стоит, никто не ремонтирует. Хоть что ты делай - все бесполезно!

- Ну а откуда вам известно, что нет толку от написанного? Это же огромная проблема, ее надо решать. Дети кушают на бумаге, а на самом деле мало что едят, сами говорите. А зачем тогда мы кормим таким образом детей? Значит плохо говорите, не пишите!

- Вот, все мне достается от твоей статьи! Рядовому повару. Почему о кладовщике Сабине не написала? Она продукты закупает, приносит все и хлеб тоже. Я то, что принесут, то и готовлю, я повар только. Попробуй хоть что-то вкусное приготовь, сразу оштрафуют и накажут. Им дела нет до наших детей!

Написала бы про земли, как городят везде и всюду, как речку загораживают, как начальство ворует миллионами, вон районное, про них бы написала!

- Я пишу про то, что знаю и вижу под своим носом и перед своими глазами. Пишу правду! Как начальство районное ворует пусть пишут другие "акулы пера".

- Директора сегодня вызвали в район. Она мне вот твою статью дала, а завтра меня вызывают в район! Я скажу, пусть меня увольняют, пусть хорошие повара работают, которые вкусно готовят! А то тут, смотрите ка, пойло мое всем глаза мозолит! А что я сделала, если не едят дети? Не выливать же на землю? Я Бога боюсь, накажет Господь за вылитые помои.

- Проблема глубже и шире, именно в том, почему составляется такое меню. Почему, видя и зная, что дети не кушают, из года в год составляется такое меню? Депутаты, ответственные лица, начальство на уровне республики, на уровне федеральном даже должны рассматривать эту проблему, ведь это дети! Обучающиеся школы! И мы упорно делаем вид, что хорошо все, дети сыты, все довольные, а на самом деле... вот вы все рассказали сами, я сейчас пойду и напишу очередную статью.

- Вот завтра вызвают в Усть-Кан объяснительную писать, а что я сделаю, если такое меню? Нас не спрашивают. Вот написала про выговор, дали мне не из-за котлет, а из-за каши, молока не было, поэтому сварили мало, не хватило...

- Не знаю, что там было, но на общешкольном собрании перед родителями так сказала директор: "Вы, наверное, все в курсе, что дети пожаловались (вроде бы даже письменно) на недостачу котлет. Я объявила повару выговор. Если у вас есть вопросы, жалобы, то, пожалуйста, пишите на мое имя, буду принимать меры". Тогда кто-то из родителей сказал, что дочь жалуется на плесень в хлебе. "Пишите", - еще раз сказала директор. Я не бкру с потолка, я пишу то, что знаю, слышала, видела сама. Зачем так обижаться? надо наоборот всем миром поднимать проблему и решать ее!
***

Удивилась искренне тому, еще не съездила в район, еще не услышала людей, которые вызывают, не знает, что там будет за "объяснительная", о чем пойдет разговор и так сразу суетится, сердится, говорит заранее, что без толку, никто не решит, все будет так же, как и раньше! Что это? Нет веры во всемогущую власть? Отчаяние, разочарование во всех и во всем? Или уже опыт подсказывает, каких людей мы выбрали себе на голову. Равнодушных, бессильных... Поэтому такая реакция, очень нервная и суматошная. Когда-то бегала, агитировала... Может даже стыдно за эту власть, ведь наши дети кушают!

Повар все говорила и говорила, некоторые слова влетали и вылетали, потому что словно пулемет Анки-пулеметчицы неустанно строчил...

- Куда ни поедешь, куда ни зайдешь, все смеются над "анонимками", мол, вы пишите "анонимки", жители с.Верх-Ануй.

- Что за "анонимки"? Это вы когда-то написали "анонимку", до сих пор боитесь признаться, говорите, что это население. Кто же знает из населения, что у вас в школе за часы зарплаты, ставки, имущество, вакансии и др. дела? Конечно это вы - сотрудники и работники школы надоумились так поступить с честным руководителем! По указке кое кого, все знают! Вот бы опубликовать, чтобы вам действительно стало стыдно перед все республикой! Показав ваше истинное лицо подхалимов и лицемеров! И нечего на население указывать пальцем!

...И встав из-за стола я ушла к себе домой. Писать. Услышанное убедило еще раз, что я права.

Придя домой, подумала, а какое право она имеет прибежать к моей маме и там скандалить? Она - этот безответственный повар, работник школы. Значит стоит руководителям задуматься над ее поведением! Кстати, оказывается, и яйца вкрутую дети не едят, и яблоко наполовину, и йогурта чуть-чуть дали. А что едят? Что на самом деле кушают дети? Я что-то не поняла, кому и за что родители тогда платят? Может выгодно просто всю еду превращать в помои? Ведь готовит же вкусно Наталья Семеновна Суксекова, правда, повезло малышам детского сада! Когда она вышла на пенсию и перестала работать, ее пришлось уговаривать выйти опять на работу. Малыши, привыкшие к ее обедам, перестали кушать, как ни странно. О чем это говорит? Ведь работала Рита Тобошева, тоже вкусно готовила, дети просили добавку. То же оборудование, та же столовая, те же продукты, те же проверки, СЭС и т.д. Но школьники хвалили ее и сейчас вспоминают по-доброму.

Только у этого человека плохой творог, испортился, что делать? Забрали домой. Свет не горел, мясо испортилось, не выбрасывать же, опять забрали. А что там остается тогда? Приходишь в ужас от одного объяснения, только диву даешься и поражаешься, как сказала девочка-старшеклассница: "В супе много воды, четыре картошечки, мяса нет".

Все сводить к тому, что люди завидуют помоям, ну скажите, насколько это лицемерно и низко!

Даже не задуматься о том, что сделать, чтобы дети кушали. Или я так плохо готовлю, что все остается в тарелках? Такой вопрос почему-то человек себе не задает. Винит всех и вся кроме себя. Так проще, привычно. "Все остается, не выбрасывать же добро, не выливать же, лучше я унесу домой, там куры, собаки".

Помню, как рассказывала Рита: "Работаю поваром в школе, мяса мало, я его возьму на маленькие кусочки нарежу. Морковки нет в погребе, как без лука и морковки готовить? Вот принесу из дома, пожарю, сделаю подливу, добавлю, детям даю, хоть чуточку мясцом все разведу и накормлю. Дети довольные, просят еще. Ведь вкусно же. А без этого как, они не станут кушать, и супы невкусные будут и гарниры не получатся без лука и морковки. А как же? Борщ должен быть борщом. Молочный, он молочный, разве можно без молока на одной воде готовить?"

Она рассказывала с какой-то теплотой, любовью о еде, о детях. Было видно, что готовить ей нравилось, находила выход. И все у нее ели дети, ничего не оставалось, не выбрасывалось. потому что вкусно!

Вот о чем речь. Дойдет ли это до человека, кому все сводится в помои? "Если вкусно, то оштрафуют", поэтому лучше в пойло остается, зато без штрафа.

Такова правда.

Галина Тижимеева

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 голосов)