Минувшее воскресенье в Турочаке выдалось необычайно богатым на события. Несмотря на приближающуюся весну, ощущение которой уже безповоротно витает в ещё морозном воздухе, на Купальской поляне прошла «Лыжня России». Вечером жителей и гостей Турочака ждал потрясающий концерт "Ярманки". А мы тем временем побывали на ещё одном мероприятии, проведённом в уютной гостеприимной детской библиотеке.

Замечательная артистка Турочакского Дома Творчества и Досуга, ансамбля "Ярманка", руководитель детского кукольного театра "ЗаБаВа" Марина Минжулина пригласила мам и дочек для того, чтобы показать мастер-класс плетения кос, традиционного повязывания платков и всевозможных их украшений. Готовиться к Масленице нужно заранее, чтобы не только выглядеть, но и чувствовать себя празднично и неотразимо!

Демонстрируя плетение кос на юных красавицах, Марина рассказала очень интересные, важные, но, к сожалению, давно забытые вещи.

- Волосы на Руси испокон веков были настоящим богатством. По ним определяли статус девушки и женщины. Замужние женщины прятали волосы под платком (если волос было мало, объём имитировали дополнительным платком), а не замужние - напротив - украшали косу, как могли, оставляя затылок открытым. Коса на конце украшалась лентами, причём, чем больше лент - тем, опять же, коса богаче, а значит, и её носительница. Особым "шиком" считалось украшение косы накосником - треугольником, украшенным вышивкой и биссером. На лоб надевался налобник - украшение из биссера и тесьмы. Он считался оберегом, сохраняющим светлый разум и оберегающим от дурных помыслов. Ещё один неизменный символ благополучия - серьги: у девушек - чаще всего из биссера (поскромнее), у женщин - крупные, с камнями или чеканные. Очень красиво смотрелись серёжки-пушки - из молодых гусиных перышек. Ходить на Руси без серёг считалось дурным тоном. Если серьги не надевала замужняя женщина - быть беде! Считалось, что она непременно овдовеет. Так что ходить без серёг разрешалось как раз только вдовам.

Очень интересно рассказала Марина о своих фольклорных краеведческих экспедициях.

- Совсем иная красота у киржаков, например, в Усть-Коксе. У них красота максимально простая, без излишеств. Серёг они не носят в принципе, говоря: "Зачем нам камни на душе?".

В Алтайском же крае очень много пересенцев из Польши. Отсюда обилие всевозможных украшений. На границе Казахстана (территории бывшего Алтая) очень любят крупные бусы из янтаря - камни порой достигают размера женского кулака.

Сколько способов повязывания платков показала Марина! И с "рожками", и "короной", и с перехлёстом, украшая цветами, брошками, меховой оторочкой... Как преображались лица девчушек и женщин в таких головных уборах! Какая появлялась стать! Как любовались они своим отражением в зеркале - таким новым, непривычным и... сказочным!

- Я всегда говорю: надела женщина платок - стала на удивление прекрасна!

Трудно с Мариной не согласиться!

Немного кудесница-Марина рассказала и о самом костюме, очень важным элементом которого считался опояс. Ходить без пояса было недопустимым: отсюда и повелось определение "распоясанный человек", то есть развязный, невоспитанный. Если женщина на Руси порочила свою честь, её специально пускали по селу без пояса - чтобы все знали о её позоре. Ещё одним признаком распущенности были распущенные волосы. Ходить в таком виде девушкам было разрешено один раз в году - в ночь на Ивана Купалу.

Все полученные навыки очень пригодятся юным красавицам и их мамам в подготовке к Масленичному шествию, которое состоится в рамках большого праздника в воскресенье, 18 февраля.

За чашкой чая

Говорили сегодня и о самой Её Величестве Масленице. После Марининого мастер-класса библиотекарь Светлана Синкина пригласила всех гостей за накрытый стол - вспомнить масленичные традиции, поговорить по-душам.
Сколько забытых традиций, поверий узнали мы из рассказа Светланы Владиславовны!

- Масленица - безусловно, языческий праздник. Мало кто помнит, но изначально это был День поминовения усопших. Сжигали Масленицу, имитируя похороны, а блины были поминальным угощением. "Первый блин комом" обозначал отнюдь не первый, чаще всего неудавшийся, блин. Первый блин комкали специально, клали на подоконник, опять же, поминаемым умершим, "для душ родительских" со словами:

- Честные родители наши, вот для вашей душки блинок!

Смысл праздника к сегодняшнему дню, конечно, изменился, а традиция печь блины - осталась! Румяные, круглые блины - олицетворение солнца, а значит, и радости.

В Древней Руси символизировали солнце и украшенные колёса от телеги, с которыми ходили по селу и пели славословия. Украшали колёса, пекли блины - всё для того, чтобы "умаслить солнце", которое, раздобрев, обязательно даст хороший урожай.

Постепенно праздник обрастал новыми традициями: катанием на санях, в разряженных упряжках лошадей, лазанием по столбу, кулачными боями "стенкой на стенку", катанием с гор. Считалось, кто больше с горы скатится - у того и лён будет выше! Потом на празднике появились ряженые медведи, родилась традиция чествования молодожёнов.

В масленичную неделю все родственники ходили друг к другу с небольшими подарками и угощением. Каждый день масленичной недели имеет свое собственное название и значение: ПОНЕДЕЛЬНИК - ВСТРЕЧА.

На встречу наряжали соломенное чучело Масленицы. Утром свекор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери, а вечером сами шли в гости к сватам. Договаривались о времени и месте гуляний.

В этот день заканчивали строить снежные города, качели, балаганы. В течение всей масленичной недели положено угощать блинами. Блин как символ солнца ритуально съедался во славу Весны и плодородия земли.

Считалось, что чем больше съешь их за неделю, тем богаче и сытнее будешь жить в наступившем году. Поэтому и пекли их в старину по-разному - из различных сортов муки, обычно из гречневой или пшеничной, из дрожжевого или пресного теста, а то и разной формы (круглые, прямоугольные и т. д.). На Масленицу обязательно пекли хворост, пирожные, печенье, пироги, готовили разные творожные смеси.

Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов и держала его в секрете от соседей. Блины пеклись большие - во всю сковородку, или с чайное блюдце, тонкие и легкие. К ним подавались разные приправы: сметана, варенье, мед, масло, икра. Ели блины и с семгой, и с навагой, и со знаменитым припеком, сыром, огурцами, творогом, рублеными яйцами и запивалось все это сбитнем, пивом или вином.

Центральной фигурой все же оказывалась сама "Масленица" - кукла из соломы или лыка, но обязательно использовали дерево - тонкий ствол березы. Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу растительности. Куклу наряжали в кафтан, шапку, опоясывали кушаком, ноги обували в лапти, насаживали на шест и с пением возили на санях по деревне.

Затем Масленицу устанавливали на снежной горке, и начинались катания. Фигура изображала девушку; к рукам этой фигуры прикрепляли помазок и блин - главные символы Масленицы. Одежда на кукле должна была быть с растительным рисунком. Куклу украшали лентами, искусственными цветами, вешали тесемки, завязывая которые, люди загадывали желания. Эти тесемки, чтобы желания сбылись, должны были сгореть вместе с куклой.

ВТОРНИК - ЗАИГРЫШИ. С него начинались безудержные игры и потехи: катания на санях, народные гулянья. Центром праздничной масленичной площади были балаганы, катальные горы, всевозможные качели и карусели.

В больших деревянных строениях давали представления с Петрушкой и Масленичным дедом. На сценах легких временных театров выступали профессиональные актеры, любители, а так же цирковые артисты.

Пожалуй, ни один праздник на Руси не обходился без веселых карнавальных шествий скоморохов. Они были не только музыканты, но соединяли в себе разные способы развлекать скуку толпы: одни играли на гудке, другие били в бубны, домры, третьи плясали, четвертые показывали народу выученных собак и медведей. Между ними были глумцы и стихотворцы-потешники, умевшие веселить народ прибаутками, складными рассказами и красным словцом.

На Масленицу скоморохи и им подобные артисты, так сказать, "правили бал": именно они руководили народными гуляньями, катанием, встречей и проводами Масленицы, игрищами и ярмарочными увеселениями.

Молодежь в этот день собиралась в просторной избе для новых знакомств. Здесь парни высматривали невест, а девицы поглядывали украдкой на суженых.

СРЕДА - ЛАКОМКА. В этот день в каждой семье накрывали столы, пекли блины, в деревнях варили пиво. Повсюду появлялись торговые палатки.

В них продавались горячие сбитни (напиток из воды, меда и пряностей), каленые орехи, медовые пряники. Здесь же, прямо под открытым небом, из кипящего самовара можно было напиться чаю.

В среду выносили блины на улицу и угощали ими всех соседей и желающих. Однако самым главным событием этого дня, было посещение тещи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир (если зять был по душе, разумеется), а для забавы любимого зятя созывала всех родных.

В некоторых местах "тещины блины" могли приурочиваться к пятнице. Если в среду зятья гостили у своих тещ, то в пятницу зятья устраивали "тещины вечерки" - приглашали на блины. "Являлся и бывший дружка, который играл ту же роль, как и на свадьбе, и получал за свои хлопоты подарок".

Званая теща (существовал и такой обычай) "обязана была прислать с вечера все необходимое для печения блинов": таган, сковороды, половник, кадушку для опары, а тесть присылал мешок гречневой крупы и коровье масло. "Неуважение зятя к этому обычаю считалось бесчестием и обидой, и было поводом к вечной вражде между ним и тещей".

ЧЕТВЕРГ - ШИРОКИЙ ЧЕТВЕРТОК, РАЗГУЛ, ПЕРЕЛОМ. В этот день начиналось основное веселье: чучело возили по улицам, катались с ледяных гор, пели частушки, ходили колядовать, творили кулачные бои, разыгрывали "взятие снежного городка". Возили на санях мужика с вином и калачами.

Сходились в назначенное место пить пиво, брагу, вино и петь песни. К соломенному чучелу за околицей относили и складывали старые вещи. Сюда же приносили веник с наговорами и втыкали рядом.

ПЯТНИЦА - ТЕЩИНЫ ВЕЧЕРКИ. В этот день зятья угощали своих тещ, иногда - и всю родню. Зять обязан был с вечера лично пригласить тещу. Принарядившийся зять на нарядно украшенных санях подкатывал к тещиному дому и лично приглашал ее к себе на блины.

СУББОТА - ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ. Молодая невестка приглашала своих родных к себе, а своим золовкам - сестрам мужа - дарила подарки. В этот день дети строили на реках, прудах и полях снежный городок с башнями и воротами, затем дружина разделялась пополам: одни охраняли городок, другие должны были, силой взять его.

ВОСКРЕСЕНЬЕ - ПРОВОДЫ МАСЛЕНИЦЫ, ПРОЩАНЬЯ, ЦЕЛОВНИК. В этот день провожали Масленицу. Соломенное чучело чествовали, приглашали снова вернуться на следующий год, а потом увозили за околицу и сжигали, а пепел рассеивали по полю, чтобы придать силу будущему урожаю.

С утра ребятишки собирали дрова для костра жечь Масленицу. В селах в воскресенье молодежь в санях с чучелом Масленицы ездила по деревне до темноты, с песнями и шумом.

А поздно вечером выезжала на озимь и здесь на приготовленном костре чучело сжигала. У масленичного костра собиралось всегда много народу, было весело, звучало много песен, и стар, и млад, угощался блинами, горячим сбитнем и булочками жаворонками.

С Масленицей прощались и в шутку и всерьез. Подбрасывая солому в огонь, молодежь выкрикивала: - "Убирайся вон, рваная старуха, грязная! Убирайся вон, пока цела! Кидали в костер блины - "Гори блины, гори, Масленица!". Парни, перемазанные сажей, старались и других выпачкать.

В первую очередь, конечно же, девушек, а с ними и тещ - "Теща, люли, поджаривай блины!". Когда же Масленица сгорала - молодежь прыгала через костер. Этим состязанием в веселье и ловкости и завершался праздник Масленицы.

Иногда чучело топили в проруби или просто разрывали на части, а оставшуюся солому раскидывали по полю, или вместо куклы по селу возили живую "Масленицу": нарядно одетую девушку или женщину, старуху или даже старика - пьяницу в рванье. Затем под крик и улюлюканье их вывозили за село и там высаживали или вываливали в снег ("проводили Масленицу").

Этот обряд праздника плодородия связан с идеей возрождения через жертвоприношение и смерть; плодоносящих сил природы, обновления ее жизненной силы.

Уничтожение символа зимы было необходимо для воскрешения его силы весной в злаках. По представлению древних славян, взошедшие зерна - как бы воскресший покойник; гибель зерна в почве необходима для возрождения его новой жизни в колосе.

Ирина Бакшина угостила гостей бездрожжевым хлебом на "живой" закваске - удивительно вкусным, полезным, ароматно пахнущим домашним уютом. Такой хлеб всё больше пользуется популярностью среди людей, пропагандирующих здоровый образ жизни.

Ирина поделилась не только угощением, но и искуссным рецептом его приготовления.

Татьяна Комиссарова рассказала о традициях своей семьи, для которой исконно русский образ жизни - не просто дань моде или красивый стиль - это суть её семьи - большой, душевной и очень дружной.

Гостям так понравилось мероприятие, что все единодушно поддержали идею Светланы Владиславовны о женском клубе при библиотеке, куда женщины, зацикленные на неизменно-ежедневном маршруте "дом-работа-дом" смогут прийти с детьми, поделиться своими умениями (в рукоделии, кулинарии, домоводстве) и просто поговорить по-душам.

Вот такое удалось воскресенье. А в следующее - всех нас ждёт народное гулянье! Не первый год в Турочаке Масленица пройдёт вместе с алтайским национальным праздником Чага-Байрам. Обязательно приходите на центральную площадь с детьми! Впереди - время Великого поста, где веселью будет не место... Нужно нагуляться, насмеяться, наплясаться, наиграться до самой Святой Пасхи - до 8 апреля!

Татьяна Ваймер Фото автора

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 голосов)