На нашей алтайской земле, в Республике Алтай, много достопримечательностей и значимых мест. Одно из них - со своей историей - всем известный Чуйский тракт. Это не только современный транспортный коридор, но и одна из красивейших дорог мира. История создания дороги интересна и полна примечательных фактов.

В конце ноября текущего года в Турочакской школе прошли классные часы, посвященные знаменательной дате: Чуйскому тракту - 95 лет. Библиотекари Межпоселенческой библиотеки имени Владимира Башунова Ирина Боброва и Ольга Шмакова, по просьбе педагогов Натальи Зейбель и Ольги Фисюры, посетили старшие классы ТОШ и подробно рассказали об истории создания Чуйского тракта, представив на обозрение ребят содержательную слайд-презентацию. Что ни говори, а подрастающее поколение должно знать о главной артерии, что соединила и соединяет Алтай и Россию, а также и то, когда, как и кем она создавалась. Я думаю, далеко не каждый и из вас знает интересные факты из истории создания Чуйского тракта, и вам будет их тоже не безынтересно услышать. Итак, давайте с вами совершим интересное путешествие в прошлое, и узнаем, как строилась эта дорога, чем она знаменита, какие достопримечательности нам могут там встретиться. И, конечно, какие легенды и предания связаны со строительством этого пути.

Кратчайший путь в Монголию

Чуйский тракт - участок магистральной автомобильной дороги Новосибирск - Бийск - Ташанта от Бийска до границы с Монголией. А главным элементом становления Чуйской тропы стала торговля и обмен товарами между Россией и Монголией. Именно благодаря торговле стали намечаться тропы, по которым караваны с грузами передвигались между Бийском и Монголией.

В то время, когда первые купцы проникали в Горный Алтай, а затем - в Монголию и Китай, Чуйский торговый путь был горной тропой. Местами он был очень труден, особенно осенью, в начале зимы и ранней весной, когда тропа обледеневала и становилась слишком скользкой. Нередкими были случаи, когда во время перевозки грузов вьюченные лошади срывались в ущелье. Гибли и животные, и люди. Постепенно горная тропа улучшается, превращается в колесную дорогу. Сначала был сделан участок от Бийска до с. Алтайска, а в 60-е годы XIX века - от Алтайска до Шебалино. На дорожные работы привлекались крестьяне близлежащих сел.

Летом 1914 года в Горный Алтай была направлена экспедиция, которую возглавил В.Я. Шишков, будущий известный писатель, который имел редкую специальность - устроитель водных путей, грунтовых и шоссейных путей. Он - автор проекта Чуйского тракта.

26 мая 1922 года Постановлением ВЦИК Чуйскому тракту присвоен статус дороги государственного значения. В мае 2022 года этому историческому событию исполняется ровно 100 лет. Строили тракт в основном заключенные СИБ лагерей. Большинство из них были недавно раскулаченные крестьяне. Кирка, лопата, лом и тачка - вот вся механизация, которой пользовались при строительстве дороги. Тридцатые предвоенные годы - трагические времена истории Чуйского тракта. Тяжелый каторжный труд, суровые природные условия, лагерная жизнь погубили не одну сотню "врагов народа".

Также строили дорогу и жители близлежащих сел, по которым проходил тракт. Каждый работоспособный житель села обязан был привезти для отсыпки дороги сто ручных тачек земли или гравия. За тачки, привезенные сверх нормы, выплачивались деньги. Кроме того, на строительстве дороги использовались для перевозки грузов лошади из артелей и колхозов вместе с их хозяевами. Общее протяжение тракта составляет 622 километров, пересекая перевалы Семинский и Чике -Таманский.

12 июня 1934 года для поверки качества новой дороги стартовал первый Западно-Сибирский автопробег Бийск - Кош-Агач: 28 грузовым и двум легковым автомобилям предстояло пройти 1100 километров труднейшей горной дороги. Машины прошли от Бийска до Кош-Агача и вернулись обратно за рекордно-короткий срок - 8 суток. И 1 января 1935 года Чуйский тракт на всем своем протяжении - Бийск - Майма - Усть-Сема - Черга - Онгудай - Иня - Кош-Агач - Ташанта - был сдан в эксплуатацию. С тех пор Чуйский тракт неоднократно обновлялся.

Чуйский тракт - автомобильная дорога М-52, которая проходит по маршруту Новосибирск - Бийск - Ташанта, является главной транспортной артерией Алтая. Участок от Бийска до Ташанты как раз и носит название "Чуйский тракт". Официально Чуйский тракт начинается у моста через реку Бию, проходит через Алтайский край и большей частью находится в Республике Алтай, а заканчивается у границы с Монголией. Протяженность автомагистрали - 953 километров.

А вот, что можно увидеть интересного по пути: На 77-м километре Чуйского тракта за селом Долина Свободы стоит арка - символическое начало Республики Алтай.

Гора Бабырган

В 30-35 километрах к югу от Бийска расположен северный форпост Алтайских гор - гора Бабырган. Она располагается на территории Алтайского района, на левом берегу Катуни, в 14 км к западу от поселка Платово. Вершинный гребень горы Бабырган сложен отдельными скалами высотой от 5 до 15 метров, имеющими живописные выветренные формы башен.

Село Майма

Расположено в 7 км к северу от города Горно-Алтайска, на реках Майме и Алгаирке в месте их впадения в Катунь, на высоте 270-300 м над уровнем моря. Здесь действует храм Сошествия Святого Духа - это первый каменный храм и первое каменное строение Горного Алтая. От Маймы Чуйский тракт идет дальше по долине Катуни.

Озеро Ая

Село и озеро находятся в 25 км от Горно-Алтайска и 17 км к югу от села Маймы, чуть в стороне от Чуйского тракта на левом берегу Катуни.

Озеро Ая, расположенное как бы в ложбине среди зеленных гор, характеризуется прозрачной и теплой водой. Оно заполняет одну из трех котловин на поверхности террасы. В центре озера существует небольшой островок - Беседка Любви, до которого можно добраться вплавь. Главным преимуществом озера Ая является его теплая вода. Кроме того, в окрестностях Аи находятся живописные горные пейзажи, пещеры, сосновые боры на левом берегу Катуни.

Источник Аржан-Суу

"Шоферский ключик", "Золотой ключик", "Святая вода" - государственный памятник природы, находится в 7 км от Манжерока. Вода в роднике насыщена серебром, медью и другими минеральными примесями, в связи с чем долго хранится и благотворно влияет на здоровье человека.

Здесь можно также увидеть так называемые шаман-деревья, украшенные белыми ленточками. Аржан-Суу - популярное среди туристов место. Вдоль дороги можно приобрести разнообразные алтайские сувениры.

Тавдинские пещеры

Находятся напротив источника Аржан-Суу, на противоположном (левом) берегу Катуни. К пещерам можно переправиться по реке от поселка Известковый, который расположен в 5 км выше по долине.

Пещерные отверстия находятся в отвесных скалах и утесах, но добраться до них нетрудно. В прошлом пещеры служили жильем человеку. Уникальна Тавдинская карстовая арка, которая представляет редкую форму - остаток свода карстового туннеля или пещеры в виде широкого пролета - моста, переходящего в арку.

Каракольские озера

Расположены в верховьях реки Карагол, притока реки Эликмонар, в предальпийской части западного склона хребта Иолго. Группа включает семь озер, приуроченных к ступеням гигантской каровой лестницы, соединенных между собой безымянным притоком реки Каракол.

Высота самого нижнего из озер составляет 1820 м, самого верхнего - 2097 м. Максимальная глубина достигает 10 м. Особую притягательность озер определяет тот факт, что именно в этом районе находится граница между лесом и альпийскими лугами. Каракольские озера относятся к охраняемым природным территориям.

Села Еланда и Куюс

В переводе с алтайского Еланда означает "змеиная". Перед селом находится пешеходный мост через Катунь.

На 1 км выше села находится Еландинский порог. Между селами Еланда и Куюс находится большое количество различных памятников археологии: курганов и могильников, наскальных изображений. Наиболее насыщенные этими объектами окрестности Еланды, устье Бии, Чеба, окрестности Эдигана и Ороктоя (Левобережье Катуни), КуюсНеподалеку от села Эдиган в 1 км ниже устья реки Эдиган, есть ряд красивых порогов. Порог "Тельдеклень-1" представляет собой длинный скальный коридор. Берега - отвесные скалы. Огромная масса воды, сжатая скалами, образует хаотические струи и водовороты.

Каракольская галерея

Неподалеку от села Каракол, примерно в 2 км от устья реки Каракол, на левом ее берегу расположены несколько плит с руническим письмом и наскальными рисунками.

Долина реки Большой Ильгумень

От перевала Чике-Таман дорога идет через тополиные и березовые рощи по долине реки Большой Ильгумень. На Катуни близ устья Большого Ильгуменя расположен один из мощнейших порогов - Ильгуменский. В 4 км от реки, уже вдоль Чуйского тракта, на равнине стоят каменные бабы и столбики-балбалы у курганов.

Катунские террасы

Высокие речные террасы расположены в долине Катуни на протяжении всего Большого Ильгуменя до устья реки Чуи. Предполагается, что они образовались в долине Катуни в небывало короткий срок за счет того, что высокогорное озеро прорвало естественную плотину, и с огромной силой хлынуло на открытые пространства.

Село Иня

На окраине Ини, немного ниже по течению Катуни, справа стоят четыре каменных стелы, причем две из них довольно большого размера (2 м), а две поменьше (около 1 м). Недалеко от стел-менгиров находится курган.

Село Акташ

Акташ - это бывший горняцкий поселок, выросший возле месторождения ртути.

Недалеко от Акташа, на реке Чибитке, находится источник с минеральной водой. Также Акташ является началом маршрута в долину Большого Улагана - долину пазырыкских курганов. Дорога проходит по долине Чибитки. Недалеко от Акташа находится красивое ущелье и каскад небольших водопадов. Чуть далее дорогу с двух сторон окружают огромные скалы розоватого оттенка. С больших валунов открывается вид на расположенный ниже каскад горной речки. Эти скалы называются Красными воротами. Через несколько километров слева от дороги расположено озеро Чейбеккель, которое называется Мертвым морем из-за того, что в нем нет и никогда не было рыбы.

Следующий участок пути проходит по равнине с тундрой, на которой расположено несколько озер: Талдукель, Сорулукель, Узункель, Чагакель, Балыктукель. В этих озерах водится много рыбы. Долина пазырыкских курганов - это группа из 5 больших курганов, которая находится на правом берегу реки Большой Улаган.

Музей Чуйского тракта

Чуйский тракт - одна из немногих дорог мира, которой посвящён отдельный музей. Музей Чуйского тракта находится в городе Бийск в Центральном переулке 10. В музее собраны документы и фотографии времён строительства Чуйского тракта, есть уникальный объёмный макет дороги, картины и диорамы.

Множество легенд ходит у жителей Алтая о Чуйском тракте. Испокон веков эта дорога пользовалась у местных жителей недоброй славой. Чуйский тракт строили более десяти лет на месте бывшего торгового пути, по которому столетиями шли караваны с товарами из Центральной Азии в Сибирь и Европу. Случалось, что по этой полной опасностей дороге на территорию Алтая проникали враги. Но тогда их настигало страшное проклятие Пазырака.

Месть отшельника

По легенде, тысячу лет назад в Курайских пещерах, нависавших над древней дорогой, жил монах-отшельник Пазырак.

Однажды на дороге появилось джунгарское войско. Враги сжигали стойбища, попадавшиеся на их пути, убивали жителей селений. Когда многочисленный и хорошо вооруженный отряд прибыл в Курай, ему навстречу вышел старый отшельник. Пазырак стал уговаривать воинов вернуться обратно и не творить зло. Но те лишь посмеялись над стариком, а предводитель джунгаров велел за чрезмерную смелость предать Пазырака медленной смерти. Солдаты выдолбили в горной породе яму, положили в нее отшельника и завалили камнями. Когда последний валун упал на выросший каменистый холм, из могилы послышался голос монаха, проклявшего врагов и всех тех, кто впредь посмеет с мечом идти по этой дороге. Сделав свое черное дело, джунгары двинулись дальше. Но едва они тронулись с места, как горы обрушили на них град камней, который унес все войско в глубокую пропасть. Эта легенда столетиями жила в умах алтайцев. Потому в периоды междоусобных смут вожди племен старались водить свои отряды окольными путями. Даже когда в начале двадцатых годов прошлого века решался вопрос о торжественном открытии Чуйского тракта и родилась мысль провести по одному из его участков торжественным маршем колонну солдат Красной Армии, местное руководство категорически отвергло эту идею, боясь навлечь на себя проклятие Пазырака.

"Кровавая верста"

На великой стройке трудились тысячи ссыльных и заключенных, отбывавших на каторжном труде наказание за контрреволюционную деятельность.

По воспоминаниям жителей алтайских селений, когда в 1920 году среди рабочих разразилась эпидемия холеры, сотни мертвых тел укладывали под щебенку, по которой позже пролег Чуйский тракт. В 1921 году недовольные условиями содержания заключенные Улаганского поселения подняли восстание. Прибывшие армейские части расстреляли взбунтовавшийся отряд прямо на строящемся тракте.

В тот осенний день полегло более полусотни заключенных. По легенде, в деревенского паренька из-под Рязани, отбывавшего наказание в восставшем отряде, была влюблена местная девушка-алтайка. Придя на следующий день к месту казни, красавица взошла на высокий уступ и бросилась вниз на дорогу, туда, где пролилась кровь ее возлюбленного. С тех пор это место Чуйского тракта зовется "Кровавая верста". Прошли годы, и у обочины тракта выросли две стройные и высокие сосны. Жители поселков Улаганского района верили в то, что души влюбленных вселились в эти благородные деревья. Среди водителей существует примета, что если остановиться у сосен и привязать к ним тряпицу, то дорога будет быстрой, легкой и безопасной.

Чуйскому тракту даже посвящена песня про Кольку Снегирева, что водил свою машину по Чуйскому тракту и знал его вдоль и поперек. История появления этой песни связана с именами бийчан - М.П. Михеева и друзей его юности Николая Павловича Ковалева и Ираиды Никифоровны Ковалевой, которые впоследствии стали супругами. Жизненная судьба Н.П. Ковалева была более счастливой, чем у вымышленного героя песни. И до войны и после Н.П. Ковалев трудился шофером.

Так что, во время летнего отпуска запланируйте путешествие по Чуйскому тракту и вы об этом точно не пожалеете! А если у кого-то возникло желание больше узнать о Чуйском тракте, приглашаю вас в нашу Межпоселенческую библиотеку им. В. Башунова, где вас ждут новые, яркие и содержательные книги - это книга " Чуйский тракт - связь веков", что была создана в рамках программы "Новый век Чуйского тракта". Очень содержательная книга, с фотографиями, о том, как строился Чуйский тракт. И еще одна книга, что тоже заслуживает внимания - "Алтай - духовное измерение". Издание с яркими иллюстрациями, интересное, посвященное духовной сфере населения Республики Алтай.

Всем известно, что Горный Алтай - это удивительное место, с неповторимым ландшафтом, чистыми реками и бескрайним небом. Мы по праву гордимся своей родиной и её историей. Говорят, что Республика Алтай - жемчужина Сибири, драгоценный камень в короне великой страны - России. И Чуйский тракт занимает здесь свое значимое место.

Лариса Кандаракова

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 голосов)