Этот поэтический вечер, который состоялся в соузгинской модельной библиотеке 9 ноября, был посвящен поэтам-женщинам, чьи юбилеи отмечались в 2017 году, а именно Римме Казаковой, Белле Ахмадулиной и Марине Цветаевой… У каждой из них своя судьба, своя жизнь и своя поэзия, у кого-то грустная, у кого-то очень грустная и тяжелая, но ни одной простой и обычной. Как сказал великий Вольфганг Гете, что «…тот, кто хочет понять поэта, должен идти в страну поэтов». Звучит вступление к песне И. Талькова «Поэты не рождаются случайно», и Екатерина Ивановна Брылева зажигает первую свечу, она выступает как бы Риммой Казаковой и говорит: «Я не боюсь быть открытой. Не боюсь бросить своё сердце. Топчите его, я подниму, вымою и вложу обратно. Я пришла к выводу, что от меня не убудет. Для меня это неопасно».

Да, этот вечер очень необычный, мало того, что героинь на нем не одна, а сразу трое, так еще создается полное ощущение того, что эти всеми любимые поэтессы находятся среди нас, что это они сами разговаривают с нами, рассказывают о своей жизни, а мы их всех воспринимаем как знаменитых поэтесс воочию… Первая из них – Римма Казакова, которая родилась 27 января 1932 года в городе Севастополе. В раннем детстве жила в Беларуси, а после окончания школы поступила на исторический факультет Ленинградского университета. Первые ее стихи увидели свет в 1955 году, когда самой Римме исполнилось 23 года… Мы слушаем стихотворение «Мне всегда не хватало баскетбольного роста», которое, кстати, является моим любимым, еще в юности я выучила его наизусть, даже точнее будет сказать, что не учила, а оно само запомнилось, и так бывает! Многого не хватает девушкам: косы, красы, на кофточки и на часы, товарища, чтоб провожал, чтоб в подъезде за варежку подержал, не хватало марта, подобревшего тало, а на Ленинском тридцать седьмого квартала, но… выбор сделан: «стал рассветом рассвет, а закат стал закатом, наши души ничто не расщепит, как атом…». Мудрая собеседница и озорная авантюристка, которая смело писала жизнь с чистого листа, Римма Казакова влюблялась без оглядки и дарила людям удивительные стихи и песни.
И вот хочется привести в пример очень значимое стихотворение со странным названием «Живут на свете дураки…» Да, живут дураки, за спиной которых умники гогочут: «Видели растяпу? Дурак, весь век с одной женой! Дурак, не может сунуть в лапу! Дурак, на вдовушке женат и кормит целую ораву!» Но, утверждает Римма Казакова: Пусть умники меня простят, мне больше дураки по нраву… И, знаете, мне тоже, ведь дураки дуракам рознь… А вот как она рассуждает, что такое счастье… Оказывается в ее понимании счастье – это состояние, а не нечто материальное. И все мы – ловцы счастья на дорогах жизни. Счастье – не шуба, которую обречен носить постоянно, это уходящий и преходящий объект, и его надо ловить…
Девочка, которой родители дали имя Рэмо, что означало Революция, Электрификация, Мировой Октябрь, предпочитала писать не о масштабных преобразованиях в СССР, а о чувствах глубоко личных, интимных. И получалось это у нее тем проникновеннее, чем больше ее обманывала любовь, и это подтвердят миллионы женщин, которые обожают шлягеры на стихи Казаковой: «Мадонна», «Ты меня любишь», «Я тебя отпустила»…
Римма – это имя она взяла в 20 лет – была на судьбу не в обиде. «Что такого особенного я собой представляю, чтобы меня любить? – размышляла она, - Я некрасивая… За это жизнь меня и лупила. Мужчины, которые мне нравились, моряки и летчики, ездили на юг, где ухаживали за откормленными и правильно выращенными девочками из состоятельных семей. Кому нужна такая дурнушка, как я, покупавшая на развале поношенные босоножки?»
Екатерина Ивановна уходит и уступает место Наталье Патутиной, что выступает в роли Беллы Ахмадулиной, на ее голове кокетливо пристроилась крошечная модная шляпка, какие любила носить Ахмадулина. Так, Римма Казакова о ней говорила: «Она была красавица, богиня, ангел… и особенно экстравагантна». Один из первых ее сборников назывался «Свеча», а судьба ее была подобна натянутой струне, словно кованая роза из бронзы, она жила среди нас, уникальная, бесподобная, несравнимая ни с кем, и между тем измученная собственной славой. Это был редкий случай для нашей страны – Ахмадулина при жизни была признана классиком.
Белла Ахмадулина снялась всего в двух фильмах – «Живёт такой парень» и «Спорт, спорт, спорт». Первая картина, автором сценария и режиссёром которой был Василий Шукшин, вышла на экраны в 1959 году, когда Белле исполнилось 22 года. Ахмадулина сыграла журналистку, которая пишет о простом парне, совершившем героический поступок. Лента была награждена призом «Золотой лев» на Венецианском кинофестивале. В картине «Спорт, спорт, спорт» Элема Климова Белла Ахмадулина читала свои стихи о спорте и спортсменах.
Но если Ахмадулину в роли актрисы можно увидеть лишь дважды, то её стихи и песни на них появляются довольно часто, привнося в картину необыкновенный шарм и удивительную романтическую ауру. Примером могут послужить ставшие культовыми фильмы  Эльдара Рязанова. В «Иронии судьбы, или С лёгким паром!» звучит песня на стихи Беллы Ахатовны «По улице моей который год…», исполненная  Аллой Пугачевой. В «Жестоком романсе» героиня поёт «А напоследок я скажу». Стих «О, мой застенчивый герой», прочитанный  Светланой Немоляевой  в «Служебном романе» – тоже сочинение Ахмадулиной из сборника «Озноб».
Незабываем и оригинален стиль декламации Беллы Ахмадулиной. Ия Саввина, озвучившая Пятачка в мультфильме о Винни-Пухе, взяла именно «ахмадулинские интонации», за что поэтесса в шутливой форме поблагодарила её за «подложенную свинью».
Ахмадулина вышла замуж очень рано – в 18 лет. Её первым супругом был Евгений Евтушенко. Вместе они прожили лишь 3 года. В этом браке не было детей. Супруги часто ссорились и быстро мирились, они любили друг друга и стихи друг друга. Взявшись за руки, они часами бродили по Москве, а Евгений все забегал вперед и заглядывал в ее бахчисарайские глаза…
Последние годы жизни Беллы Ахмадулиной были очень тяжелыми. Поэтесса болела. Она могла передвигаться лишь на ощупь, потому что практически ослепла. Беллы Ахатовны не стало 29 ноября 2010 года. Она скончалась поздним вечером в автомобиле скорой помощи.
Ее смерть была следствием острого сердечно-сосудистого криза. Прощание с легендарной женщиной состоялось в столице, в Центральном Доме литераторов. Похоронена Ахмадулина на Новодевичьем кладбище.
И снова звучит музыка Игоря Талькова «Поэты не рождаются случайно…». И Анна Попова зажигает третью свечу, свечу Марины Цветаевой, которую в начале жизни судьба целовала в губы, учила первенствовать, а во второй её половине Бог словно отказался от нее…
Надежда Яковлевна Мандельштам говорила о ней: «Я не знаю судьбы страшнее, чем у Марины Цветаевой…» И как же она была права! Иметь в жизни все, даже любовь такую, о которой многие не смеют даже мечтать, замечательных детей и вдруг в одночасье все потерять!
Это очень страшно! А предназначение и Марине, и ее мужу, Сергею Эфрону, было совсем другое, ведь они родились в один день. Только Марина – на год раньше, и любовь между ними возникла с первого взгляда, если бы не та эпоха, которая прошлась по многим людям тяжелыми колесами, то быть бы им самыми счастливыми на свете, но случилось то, что случилось, ничего поправить уже нельзя…
Вот и вечер подошел к концу. И Тамара Алексеевна благодарит всех за то, что они хоть ненадолго, но отрешились от привычных забот, кастрюль и огородов и дали возможность своей душе подняться над повседневностью. И помогла нам в этом поэзия, долг которой «единить края разрыва между душой и телом». Берегите себя и своих близких! До свидания!

Ваша Татьяна Колосова

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 голосов)