Публичные слушания по проекту закона Республики Алтай «О республиканском бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» состоялись в большом зале Государственного Собрания — Эл Курултай 2 ноября. 

Открывая мероприятие, Председатель Государственного Собрания - Эл Курултай Владимир Тюлентин подчеркнул, что «обсуждаемая тема действительно очень важная и актуальная, особенно для органов местного самоуправления».

По мнению спикера, представленный проект бюджета на предстоящие годы соответствует положениям Послания Президента страны, решениям Правительства РФ, принятым во исполнение указов Президента, а также решает основные приоритетные задачи Стратегии социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2028 года. Ввиду того, что работа по подготовке проекта бюджета с самого начала ведется всеми парламентскими комитетами в тесном взаимодействии с Правительством, спикер предложил участникам слушаний еще раз проанализировать основные характеристики бюджета и понять, насколько они способны обеспечить устойчивое развитие экономики республики, социальную стабильность и прочность бюджетной системы региона, как задействованы наши внутренние резервы.

***

О прогнозе социально-экономического развития Республики Алтай на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов рассказала министр экономического развития и туризма Республики Алтай Светлана Буйдышева. Она отметила, год назад в этом же зале в рамках формирования бюджета был озвучен прогноз на 2017 год и в качестве базового варианта в основу бюджета был предложен более умеренный первый вариант прогноза. Сегодня, имея итоги за 9 месяцев 2017 года, можно оценить что удалось, а что нет:

- По большинству показателей ожидается достижение, а часть будет достигнута с перевыполнением, - отметила министр, – инфляция складывается при прогнозе среднегодового индекса потребительских цен – 105,5 процента, а будет прогнозно — 103,8 процента. И хотя динамика к снижению уровня цен в текущем году имеет общий характер по стране, регион также проводит определенную работу в этом направлении – это уже и традиционные республиканские ярмарки, реализация на универсальных розничных рынках муниципалитетами продукции с личных подсобных хозяйств и фермерских хозяйств. Заключены соглашения с торговыми сетями «Мария-РА», «Аникс», с местными предприятиями «Майма-молоко», «Метелица», «Подгорный», «Дружба», ИП Стаценко. Развивается многоформатная розничная торговля, в летний период действует до 25 объектов по продаже мяса, молока, меда, рыбы, сувенирной продукции. Выше прогнозного значения складывается индекс промышленного производства – за 9 месяцев текущего года показатель составил 137,2 процента, по итогам года ожидается 125,2 процента (при прогнозе 103 процента). В текущем году после долгого спада наблюдается рост добычи полезных ископаемых, за 9 месяцев на 3,6 % в ООО "Рудник Веселый", предприятие модернизирует производство, что позволяет увеличить полезный выход продукции.

Говоря о солнечных электростанциях как об инвестиционных проектах, министр отметила, что заключено дополнительное соглашение о реализации этих проектов до 2020 года. По линии сельского хозяйства – по итогам года показатели ожидаются на уровне прогнозного значения (100,9 процента), хотя за 9 месяцев уже достигнуто 99,6 процента к аналогичному периоду прошлого года. Ежегодно на поддержку сельхозтоваропроизводителей направляется более 500 миллионов рублей. Наибольшим спросом среди платных услуг населению пользуются услуги гостиниц и аналогичных мест размещения, телекоммуникационные услуги. «Реализация мероприятий, направленных на повышение оплаты труда работников (увеличение МРОТ повышение заработной платы отдельным категориям бюджетной сферы), повлечет увеличение среднемесячной заработной платы в регионе. По итогам 9 месяцев текущего года это 24 800 рублей, по итогам полного года показатель составит 26 250 рублей, - отрапортовала Светлана Буйдышева. – И это выше прогнозного значения на 11,4 процента». Ею же было отмечено, что по итогам 2017 года, учитывая более позитивную динамику, в качестве базового предполагается второй сценарный вариант – то есть, ориентир не на сохранение достигнутых темпов в экономике, а уже на ускорение темпов роста экономики; повышение предпринимательской и инвестиционной активности, восстановление потребительского спроса. Темпы роста экономики предполагаются в районе 2 – 2,7 процента в год.

Будет продолжена работа по повышению инвестиционной привлекательности, сообщила министр: «Большая работа предстоит в части совершенствования законодательства в инвестиционной сфере. На заседании правительства РА 24 октября одобрен законопроект по инвестиционной деятельности в Республике Алтай в новой редакции, в ближайшее время он поступит в Госсобрание. Что касается приоритизации отраслевых кластеров, то это туристические кластеры, и помимо ГЛК «Манжерок», на который привлекаются федеральные ресурсы, вкладываются частные средства, мы уже работаем над федеральной целевой программой и вхождением в нее на 2019-2020 годы с туристическим кластером «Золотое озеро».

Главный результат, как отмечает Буйдышева – рост собственной доходной базы региона: «Может быть, не такими темпами, но он имеет положительную динамику».

***

С докладом «О проекте закона Республики Алтай «О республиканском бюджете Республики Алтай на 2018 год и на плановый период 2019-2020 годов» выступила зампредседателя Правительства РА, министр финансов республики Ольга Завьялова. Она начала с описания условий, в которых сегодня развивается экономика России и какие задачи ставит федеральное правительство на ближайшую перспективу: «Снижение сырьевой зависимости бюджета: 40 долларов за баррель – этот тот уровень, который обеспечит надежность федерального бюджета, а значит, и бюджета республики. Главная задача — рост реальных доходов населения. Первые результаты уже очевидны – это снижение процентных ставок по кредитам, стабильный курс рубля. Все это дает уверенность в завтрашнем дне. В области межбюджетных отношений сформирована четкая позиция — финансовая помощь субъектам предоставляется и будет предоставляться на условиях выполнения ряда показателей (рост объема инвестиций в основной капитал; численность работников, занятых в экономике; наращивание собственных доходов)». Далее министр обратилась к теме республиканского бюджета будущих лет:

- Основа основ бюджетов разных уровней это, конечно, его доходная часть. Её составляющие налоговые и неналоговые доходы и безвозмездные поступления. В общем объеме доходы на 2018 год составляют 15, 561 млрд рублей, собственный доходный потенциал прирастает на 2,4 процента и составляет 3,238 млрд рублей. На первый взгляд, рост незначительный, но это достаточно реалистичный, просчитанный показатель. Его формируют налогоплательщики, в числе которых 5 828 юридических лиц, 7 122 индивидуальных предпринимателя и крестьянских фермерских хозяйств, 78 700 физических лиц (это 67 процентов от трудоспособного населения РА). В структуре доходов превалирует налог на доходы физических лиц – 1, 353 млрд рублей Что же характерно для него в текущем году? Это прирост фонда оплаты труда на 4,4 процента, хотя в коммерческой сфере мы ожидаем 5 процентов. Доходы по НДФЛ могли быть и выше, но с учетом решения правительства о налоговом вычете объем налога скорректирован на 141 миллион рублей. В текущем году на сегодня мы уже возместили 115 миллионов рублей — это тоже поддержка населения и одно из направлений развития рынка жилья.

Если говорить о так называемом конъюнктурном налоге - налоге на прибыль, то его прогноз в абсолютной сумме 707 млн рублей.

Акцизы на нефтепродукты – 657,4 млн рублей - основной источник формирования Дорожного фонда, мы прирастили его на 148 миллионов рублей по сравнению с прошлым годом. Конечно, это очень мало. Средства эти будут направлены на поддержание в нормативном состоянии дорог.

Новый (с 2017 года) для Республики Алтай доходный источник – акцизы на алкогольную продукцию. На крепкий алкоголь оценка 40,8 млн рублей – за счет перераспределения норматива по федеральному бюджету.

В целом, в части собственного доходного потенциала планируется серьезно поработать всем администраторам доходов. А начать предлагаем с себя, уплатив до 1 декабря текущего года налог на имущество, транспортный налог, земельный налог. К слову, в республике на одного плательщика транспортного налога приходится 1,3 транспортных средства. Наибольшая сумма задолженности на сегодня — это Майминский и Кош-Агачский районы, 14 и 6 миллионов рублей соответственно.

В целом, благодаря активной работе наших коллег из Управления налоговой службы, поступления по имущественным налогам возросли в 2,8 раза.

Если говорить о расходной части бюджета, то следует отметить, что при подготовке бюджета учтен практически весь объем федеральной помощи республике, а значит, мы имеем четкую картину той поддержки, что нам будет оказана, это 15,533 млрд рублей. Ни для кого не секрет и это уже стало модным, что приоритет расходов в любой ситуации – это обеспечение мер социальной поддержки самых уязвимых слоев населения, а у нас таких 139 299 человек.

В трехлетнем бюджете республики финансово обеспечены 37 видов поддержки на 1,493 млрд рублей, из них 870,2 млн – за счет средств ресбюджета , 623,65 млн – федерального бюджета. Второй год, начиная с бюджета 2017 года, в проекте бюджета сформировано отдельное приложение по расходам на господдержку семьи, материнства и детства, на 2018 год предусмотрено 1,059 млрд рублей. Продолжена поддержка многодетных семей — их сегодня 6 109, обеспечение питание детей из многодетных и малообеспеченных семей. На оздоровительную кампанию (7 513 детей) планируется также направить средства не менее, чем в текущем году. Будет продолжена компенсация в части родительской платы, выплата 320 семьям регионального материнского капитала. Особое внимание направлено на поддержку детей – сирот, в том числе граждан, взявших детей под опеку и в семью, это 1950 детей (под опекой — 1288, на полном гособеспечении – 662 семьи). Поэтапно решаются вопросы по обеспечению жильем. Число детей, имеющих право на эту меру, ежегодно растет. Решение этой проблемы гораздо глубже и масштабнее, и требует принятия мер по искоренению самого понятия сиротства. Проблема требует решения и на уровне муниципальных образований, ведь граждане не только отказываются от детей, но и доводят до ситуаций, когда их лишают родительских прав.

Поддержка граждан, имеющих особый социальный статус – ветераны, пенсионеры, инвалиды, репрессированные граждане, те, кто получает возмещение взноса за капремонт, возмещение расходов по газификации жилых помещений – все это также находится на особом контроле, таких получателей у нас 21 468 человек (361 миллион рублей).

Нельзя забывать о том, что льготные категории освобождены от налога на доходы физических лиц, земельного и транспортного налогов, в общей сложности это выпадающие доходы бюджета 38 миллионов.

Продолжается поддержка специалистов на селе, при этом в 2018 году их число увеличилось на 102 человека, цена вопроса – 193,2 млн рублей. В 2018 году 6 000 человек, имеющие низкий доход, получат компенсацию коммунальных расходов – 83,1 млн рублей. Льготы получают адресно.

Бюджетом реализована задача доведения заработной платы до прожиточного минимума, это наши обязательство с дополнительными расходами - 283 млн рублей. С 2012 года только по заработной плате ежегодный прирост в течение этих лет составлял от 130 до 800 миллионов в зависимости от целевого показателя на каждый год. В бюджете 2018 года эта сумма составляет 1, 334 млрд рублей.

Кроме того, будет финансово обеспечена реализация Указов Президента в части повышения оплаты труда отдельным категориям граждан, а также инициатива Президента РФ по индексации на 4 процента с 1 января 2018 года, заработной платы категориям работников, не попавших под указы (прирост — 71 миллион рублей).

Вопросы сменности в школах стоят чрезвычайно остро, особенно в городе, в 2018 году планируется строительство общеобразовательной школы в городе (район Заимка), помощь из федерального бюджета гарантирована.

Ольга Завьялова также сообщила, что систему здравоохранения планируется направить с учетом средств ТОМС 6,52 млрд рублей (почти половина бюджета республики). Культура, физкультура и спорт - мероприятия планируется проводить в рамках календарного плана с объемом ассигнований 363,9 млн рублей. Таким образом, социальные обязательства обеспечены в полном объеме. В отношении поддержки реального сектора – бюджетная поддержка хозяйствующих субъектов представлена поддержкой по линии минсельхоза РА, объем прямой поддержки сельхозтоваропроизводителей - 465 млн рублей против 440 в 2017 году. На поддержку предпринимательства, как прямую, через минэкономразвития, так и по линии выдачи поручительств и микрозаймов - это 63,2 млн рублей.

Требования к бюджетным средствам год от года становятся жестче, чтобы получить результат в экономике. В 2018 году будет продолжена реализация федеральной инициативы по благоустройству общественных и дворовых территорий - 48 миллионов на 2018 год.

- Взаимоотношения с муниципалитетами будут строиться на принципах поддержания их сбалансированности, с учетом финансовой поддержки в виде субсидий на реализацию вопросов местного значения, а задача глав муниципальных образований – работать над собственной налоговой базой, не допустить принятие не просчитанных доходов и популистских решений по расходам, обеспечить достижение показателей, предъявляемых к финансовой помощи, - подвела черту министр финансов.

***

Со своим видением проекта о ресбюджете будущих лет выступил председатель Контрольно-счетной палаты Республики Алтай Артем Сумачаков. По мнению КСП, для социально-экономического развития нашего региона министерство экономического развития должно быть основным локомотивом, вести поиск инвесторов. «Может, некорректно скажу... Вот у нас постоянно докладывают, что у нас поток туристов растет — полтора миллиона в год или два. Надо найти механизм, чтобы от каждого туриста в бюджет республики попадало по 5 тысяч рублей – и дополнительного дохода будет 7,5 миллиарда рублей. Надо искать пути, чтобы уходить от высокой дотационности, иначе она чревата последствиями», - резюмировал Артем Сумачаков.

Довольно жестко звучало выступление прокурора Республики Алтай Николая Мылицина «О состоянии законности и практике прокурорского надзора в сфере соблюдения жилищных прав детей-сирот при формировании республиканского бюджета РА на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов»:

- Есть федеральное законодательство, в соответствии с которым детям-сиротам должно предоставляться жилье. Это не какое-то там элитное жилье, я бы даже сказал, это не эконом-жилье, это слезы. Съездите, посмотрите эти 33 квадратных метра, что предоставляют сиротам. Есть указ президента о социальных гарантиях детям-сиротам, есть так называемые нормы морали — для каждого нормального человека характерно чувство сострадания, помочь сироте. Что происходит у нас? Ольга Владимировна ранее верно сказала, что количество детей-сирот и тех сирот, у кого возникло право на предоставление жилья, с каждым годом увеличивается. На протяжении последних пяти лет эта проблема в республике приобретает серьезное значение, количество сирот растет, однако, жилья предоставляется все меньше. Если раньше мы предоставляли 7-8 процентам от всех тех, кто нуждается, то теперь, если мы примем бюджет так, как он есть, цифра станет гораздо меньше. В 2014 году из ресбюджета был выделен 131 миллион — 186 человек получили жилье. В 2016 чуть меньше, но нормально, а в 2017 году сумма снизилась на 20 с лишним миллионов, всего жилье получит чуть более 100 ребятишек. Соответственно, в 2018 году – еще меньше... Эту проблему мы загоняем вообще неизвестно куда, мы постоянно изучаем практику других регионов – я могу назвать десятки других регионов, где эту проблему или решили полностью, или постоянно увеличивают расходные обязательства на сирот. В таком виде бюджет не может быть принят. Я предлагаю скорректировать эти суммы в сторону максимального увеличения. Как прокурор республики я требую от депутатов, от правительства принять все необходимые меры для неукоснительного исполнения федерального законодательства, указа президента и соблюдения норм морали....

***

Руководитель Управления федеральной налоговой службы по Республике Алтай Ольга Шмакова обратила внимание участников слушаний на нововведения в налоговом законодательстве и перспективах повышения доходной части бюджета. За 9 месяцев 2017 года Управлением ФНС России по Республике Алтай обеспечено поступление налогов в бюджеты всех уровней в сумме 4, 658 млрд рублей, в том числе в федеральный бюджет – 1, 724 млрд рублей, в бюджет субъекта – 1, 711 млрд рублей, в бюджеты муниципальных образований Республики Алтай – 1, 221 млрд рублей. По словам Ольги Шмаковой, сегодня актуальной темой является исчисление налога на имущество физических лиц от кадастровой стоимости. Сегодня исчисление НДФЛ в РА осуществляется исходя из инвентаризационной стоимости, последняя сплошная переоценка которой на территории всей республики проводилась 12 лет назад.

К тому же, идет переход индивидуальных предпринимателей в 2017 году на онлайн-технику или контрольно-кассовую технику. В Республике Алтай за 9 месяцев 2017 года 874 налогоплательщика зарегистрировали 1991 единицу ККТ. Регистрация ККТ на территории Республики Алтай идет в плановом режиме – если до 1 июля 2017 года был дефицит фискальных накопителей, контрольно-кассовой техники, то сегодня эта проблема отсутствует.

Об основных направлениях развития агропромышленного комплекса на 2018 год рассказал заместитель Председателя Правительства Республики Алтай, министр сельского хозяйства Республики Алтай рассказал Александр Манзыров. Проектом обсуждаемого закона на сферу сельского хозяйства планируется 672 миллиона рублей (из федерального бюджета — 398, из республиканского – 274 миллиона рублей, это на 5,8 процента больше чем на 2017 год.

«В 2018 году на реальный сектор экономики планируется направить 493 миллиона рублей, на устойчивое развитие сельских территорий — 107 миллионов рублей. В ходе рабочих поездок по республике вместе с Главой были сформированы поручения о выделении дополнительных средств на сельское хозяйство... На базе Агроцентра планируется восстановить селекционно-информационный центр с лабораторией, что позволит вывести на полную мощность селекционно-племенную работу по всем направлениям и отраслям животноводства. В первую очередь, возобновится искусственное осеменение сельхозживотных, на более высоком технологическом уровне начнется работа по внедрению и трансплантации эмбрионов крупномасштабной селекции – это совершенно новые инновационные технологии, которые ранее в Республике Алтай не применялись и с помощью которых в кратчайшие сроки можно весь существующий низкопородный скот заменить на породистых высокопродуктивных животных».

По словам министра, в связи со складывающейся практикой остро стоит вопрос по созданию собственной кормовой базы, более 70 миллионов рублей ежегодно тратится на привоз корма из соседнего региона. При создании собственной базы эти деньги будут оставаться в республике и на базе Спецагроцентра планируется приобретение сельхозтехники на 18 миллионов рублей: «Собственная техника производить производить посевные, уборочные работы на территории Майминского, Чойского, Турочакского районов (площадь 2,5 тысячи гектаров), и планируется заготовить в 2018 году 7,5 тысячи тонн кормов, а к 2020 году — более 11 тысяч тонн грубых кормов. Научно сопровождать все это может Горно-Алтайский научно-исследовательский институт сельского хозяйства и ГАГУ, техническая часть – специалисты Спецагроцентра, студенты старших курсов ГАГУ и майминского сельхозтехникума. Здесь мы достигнем и социального эффекта...», - говорил Александр Манзыров. Среди прочего также прозвучали намерения приобретения четырех дождевальных машин для развития мелиорации – «для Кош-Агачского района это даст дополнительных 3,5 тысячи тонн грубых кормов», создание интерактивной карты Республики Алтай, оцифровка всех имеющихся данных о землях сельхозназначения и так далее.

***

Председатель Ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Алтай» Евгений Понпа остановился на финансовом положении муниципальных образований в Республике Алтай. Он обратился к парламентариям и представителям Правительства с предложением при утверждении ресбюджета обратить внимание на подготовку образовательных учреждений к новому учебному году, также внести соответствующие изменения о финансовом содержании сельских старост.

О развитии инфраструктуры муниципального образования «Город Горно-Алтайск» рассказала первый заместитель главы администрации Горно-Алтайска Ольга Сафронова. Она напомнила, что в Горно-Алтайске проживает порядка 30 процентов всего населения республики, с 2006 года количество городских жителей выросло почти на 10 тысяч человек и тенденция эта сохраняется. Далее, говоря о городской инфраструктуре, Ольга Сафронова отметила, что совместными усилиями полностью решен вопрос об обеспечении электроснабжения новых жилых микрорайонов, но не решен вопрос централизованного водоснабжения даже старейших микрорайонов города – Поселок, часть Гардинки, район улицы Больничной, частично Каяса и Старого музея, а в этих микрорайонах проживает сегодня порядка 4500 жителей, которые пользуются колонками и индивидуальными скважинами. При этом активно застраиваются районы университета, Бочкаревка, Заимка, Пекарский и Чкаловский лога – и там тоже требуется строительство водопровода. Проектная документация по этим районам имеется и работы ведутся, но темпы невысоки, а для обеспечения новым водопроводом этих районов требуется порядка 70 миллионов рублей. «В результате большой работы по газификации в городе были построены 53 газовых котельных, при поддержке правительства РА в этом году введены в эксплуатацию новые очистные сооружения, ведутся работы по поддержанию технического состояния скважин и водозаборов, но при этом степень износа почти 140 километров водопроводных и 43 километров канализационных сетей — более 68-70 процентов, соответственно, требуются серьезные капитальные вложения. И мы все понимаем, что в силу действующей системы тарифообразования решить данную проблему возможно преимущественно за счет бюджетных инвестиций. Аналогичная ситуация наблюдается и в отношении тепловых сетей – на территории города их протяженность составляет почти 88 километров, а средний уровень износа — 52 процента. В городе имеется система ливневой канализации общей протяженностью около 115 километров, в том числе в центре города порядка 20 километров, есть 12 выпусков из ливневки в реки Майма и Улалушка, сегодня согласно требованию природоохранного законодательства, требуется замена фильтрующих элементов и строительства сооружений для очистки ливневых стоков – потребность около 75 миллионов рублей, работы выполняются, но темпы также невысоки, так как ресурсов города недостаточно. На ближайшую перспективу необходимо также решение ряда острых вопросов в социальной инфраструктуре – с 2012 года в городе создано около 1600 дополнительных мест в детских садах, дети в возрасте от 3 до 7 лет получают дошкольное образование. Но ежегодная положительная демографическая динамика обуславливает необходимость строительства в самое ближайшее время хотя бы еще одного детского садика на 250 мест». Из 9600 школьников около 3 тысяч человек обучаются во вторую смену, ведется работа по ликвидации сменности – в ближайшей перспективе строительство двух школ на 1025 мест.

Болезненной темой для города Сафронова назвала состояние городских дорог и мостов – за последние 10 лет протяженность дорог выросла вдвое, а по результатам проектных исследований из 7 мостов требуют нового строительства три моста, капитального ремонта — четыре. На проведение ямочного ремонта, отсыпки и прочих текущих дорожных работ ежегодно требуется порядка 120 миллионов рублей, пока городской бюджет обеспечивает эти работы наполовину. Городской администрацией подготовлена документация на капремонт и реконструкцию дорожной сети на 1,3 миллиарда рублей. Таким образом, подытожила Ольга Сафронова, доходы городского бюджета хоть и прирастают с каждым годом, но не сопоставимы с расходами, которые требуются в реальности.

Председатель Объединения организаций профсоюзов Республики Алтай, заместитель председателя Общественной палаты Республики Алтай Андрей Ищенко обратил внимание присутствующих на необходимость повышения уровня заработной платы работников в Республике Алтай. По его словам, «из прогноза социально-экономического развития республики видно, что реальная заработная плата работников до сих пор не восстановилась до уровня 2014 года, растет доля населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума, каждый четвертый житель республики живет за чертой бедности. По России мы входим в пятерку самых неблагополучных в данном вопросе регионов». Он предположил, что, возможно, прорывным шагом к борьбе с низким уровнем жизни станет доведение МРОТ до прожиточного минимума к 2019 году. Выступающий также отметил, что шагом по повышению уровня жизни граждан должна стать индексация заработной платы работников учреждений всех форм собственности. Индексация должна быть объективной, системной и обязательной. Здесь необходимо обращаться по этому поводу депутатам Госдумы и сенаторам.

***

Выступления закончились и далее состоялся обмен мнениями и предложениями участников совещания в проект рекомендаций. Депутат Госсобрания Аскар Тулебаев внес ряд предложений (по ремонту дорог и мостовых переходов («Стоило закрыть ненадолго на небольшую реконструкцию объездную дорогу, и все увидели, как город начал останавливаться в пробках. Необходимо срочно строить объездную дорогу — конечно, наш бюджет с этим не справится, потому надо входить в федеральные программы»), по строительству в перспективе Дворца спорта («Один хотя бы, чтоб аккредитован был и можно было бы проводить соревнования разного уровня»), Дворца молодежи («Сейчас на каждой остановке — маленькие дворцы молодежи, потому что им идти некуда, в ночные клубы ходить не у всех хватает средств...»), отдельного (не приспособленного) дворца дружбы народов в Горно-Алтайске. «Мы не можем в республике развивать производство, когда у нас самый высокий тариф на электроэнергию. Может, это и не в рамках бюджета рассматривать нужно, но надо добиваться, чтобы мы входили в какие-то программы, чтоб у нас был средний тариф по Сибири... Или даже еще ниже, из-за удаленности железной дороги, пусть субсидируют. Надо создать условия для созидания, иначе только болтовней будем заниматься», – депутат считает, что есть необходимость по этим вопросам обратиться за содействием к депутатам Госдумы и членам Совета Федерации.

Парламентарий Михаил Федькин просил обратить внимание на развитие сельского хозяйства и повышение детских пособий, которые, как не устает повторять депутат, самые низкие в СФО — 126 рублей.

Депутат Госсобрания Николай Малчинов высказал свое мнение по ряду моментов, в том числе о необходимости поощрять те сельские поселения, которые вышли в передовые места по собираемости налогов. На его взгляд, стоит обратить внимание на наращивание собственных доходов и сокращение аппарата госчиновников.

Глава Саратанского сельского поселения Улаганского района Айдар Акчин посетовал на нехватку средств по исполнению требований прокуратуры по строительству в сельских поселениях пожарных пирсов, обустройству полигонов для свалок и на резкий скачок цен на уголь в некоторых селах Улаганского района.

По окончании слушаний были приняты за основу рекомендаций по проекту республиканского бюджета, которые будут доработаны профильным комитетом ГС-ЭК РА – по финансовой, налоговой и экономической политике и направлены Главе Республики Алтай для учета в дальнейшей работе над проектом бюджета.

Инна Жулаева

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (1 голос)